НА ФОРУМАХ
98
1
119
2
170
2

Противоречивый собиратель Альберт Кумс Барнс

3a83ec97bca45acab5e6f12c9ae1bc42.jpeg
Альберт Кумс Барнс

Речь идет о человеке, чье имя однозначно находится среди великих коллекционеров мира. Это американский врач Альберт Кумс Барнс, сын мясника,  родом из Филадельфии (1872-1951 гг.). Он, можно сказать, сделал себя сам. В возрасте 28 лет, изучая фармакологию в университете Гейдельберга, он не просто защитил докторскую диссертацию, но изобрел антисептик на основе серебра и наладил его производство. Дело оказалось настолько успешным, что Кумс стал очень богатым, но лишь спустя годы стал полностью заниматься только коллекционированием. Здесь ему повезло. Еще в юности он учился вместе с американским художником Уильямом Глэкенсом и импрессионистом Джоном Слоаном, которые, безусловно, повлияли на его художественное развитие. В разгар своей бизнес-деятельности Барнс вместе с Глэкенсом и начал собирать коллекцию живописи и декоративно-прикладного искусства. Его первые приобретения – два полотна – «Почтальон» Ван Гога и «Женщина с сигаретой» Пикассо. Импрессионистов же он вообще скупал чуть ли не оптом по 50 долларов за одну картину. Впрочем, стоит ли говорить о везении? Скорее – о вкусе и чутье арт-дилера. Ведь когда Кумс в 1923 году выставил картины импрессионистов на всеобщее обозрение, то успеха никакого не было. Все – и посетители, и критики, можно сказать, плевались. Каково было собирателю, как он себя чувствовал, если понимал, что его приобретения –  шедевры, что они переживут свое время и т.д. Это понимал он, но не зрители. После этой выставки Барнс решил больше никогда не выставляться и не показывать картины непросвещенной не готовой к восприятию публике. Наверное, его можно было понять. И простить.
Впрочем, уже после смерти коллекционера (он погиб в автокатастрофе) все, что происходило вокруг Фонда Барнса, который он создал в 1922 году, происходили события, на которые очень бурно реагировала общественность. Тут все очень просто. Кумс Барнс завещал, чтобы его галерея «никогда не может быть арендована, перемещена или продана». Долгое время так и было. Мало кому удавалось посмотреть на шедевры Ренуара, Сезанна, Пикассо, Матисса, Модильяни и т.д. И все же пять лет назад коллекцию перевезли в новое здание, нарушив волю Барнса, поскольку Фонд оказался на грани банкротства. Мировое арт-сообщество было взбудоражено: как, почему, нельзя, нарушают статьи завещания и т.д. Вроде бы в новом здании картины развесили так же, как это делал сам Барнс, поскольку его принцип размещения никто понять так и не смог. Это и не авторский принцип, и не цветовой, и не исторический – другой, как это видел Барнс.
Так правильно ли поступили наследники Фонда, переместив коллекцию в новое здание в центре Филадельфии?
И в заключение о бренных цифрах. Коллекция Фонда Барнса оценивается в 25 миллиардов долларов. В принципе она бесценна.

Некоторые картины из Фонда Барнса в Филадельфии.

009899c9ff259b64cf063c825b684f5a.jpeg
Винсент Ван Гог. Почтальон.
d9046b1c2f99ff5c09f709b4e3898630.jpeg
Анри Матисс. Женщина с сигаретой.

6358dd3991cd0988eae6cb28d66140e5.jpeg
Анри Матисс. Французское окно в Ницце.

5289296b6b11afce038858d4b0ab4c6f.jpeg
Анри Матисс. Красный головной убор.
a44e41add74f67b918bbb9b710c6012b.jpeg
Амедео Модильяни. Молодая рыжая в вечернем платье.
fbd5e35962b87c73af37ea59426cd932.jpeg
Поль Гоген. Лулу.
56d2a515977b910a1ccef107dbdb21bc.jpeg
Поль Сезанн. Угол стола.

Галина Мумрикова

Здоровый свет